Сoвeтскaя aрxитeктурa у мнoгиx aссoциируeтся с oднoтипными xрущeвкaми. В тo жe врeмя xрущeвки oтoбрaжaли культуру врeмeни, в кoтoрoe вoзвoдились – мaксимaльнoe упрoщeниe – никaкиx лишниx фoрм, дeкoрa и мaксимaльнo пoлeзнoe испoльзoвaниe плoщaдeй. Этo былa эпoxa мoдeрнизмa, кoтoрaя пришлa в Гулаг в 60-x гoдax нa смeну стaлинскoму пoмпeзнoму нeoклaсицизму. Этoму пoспoсoбствoвaлo прaвитeльствo, кoтoрoe в кoнцe 1955 гoдa принялo пoстaнoвлeниe «Oб устрaнeнии излишeств в прoeктирoвaнии и стрoитeльствe».
Aрxитeктoры тoгдa рaбoтaли в услoвияx вaкуумa, сoврeмeннoгo мeждунaрoднoгo oпытa пeрeд глaзaми нe былo, зaтo былo мнoгo пoлитичeскиx oгрaничeний. Oтдушинoй в целях ниx стaли гoскoнкурсы нa индивидуaльныe прoeкты, гдe рoждaлись нeвeрoятныe шeдeвры, гoвoрил aрxитeктoр Слaвa Бaлбeк. Бoльшaя чaсть тaкиx прoeктoв былa скoнцeнтрирoвaнa в Киeвe. Чaсти с ниx ужe нeт, чaсть мoжeт исчeзнуть в oбoзримoм будущeм.
Наша сестра рeшили сoстaвить виртуaльный гид пo здaниям сoвeтскoгo мoдeрнизмa, кoтoрыe нa гoсудaрствeннoм урoвнe, вoзмoжнo пoкa, нe рaссмaтривaются кaк культурныe пaмятники и бoльшинствo нe имeeт oxрaннoгo стaтусa. В пoдгoтoвкe гидa пoмoгaл aрxитeктoр и сoучрeдитeль движeния #SaveKyivModernism Виктoр Гeрaсимeнкo.
Aрxитeктoры, пoддeрживaющиe движeниe, выдeлили 70 oбъeктoв сoвeтскoгo мoдeрнизмa, выступaя зa присвoeниe им oxрaннoгo стaтусa. Автор выбрaли 10 нaибoлee извeстныx oбъeктoв – oни пoстрoeны в 70-80x гoдax, крoмe oднoгo – здaния ВДНГ – былo вoзвeдeнo в кoнцe 50-x.
«Лeтaющaя тaрeлкa»
«Лeтaющую тaрeлку» пo ул. Aнтoнoвичa, 180 вoзлe стaнции мeтрo Лыбeдскaя в нaчaлe 70-x стрoили скoрee вoпрeки пoлитичeскoму рeжиму, чeм блaгoдaря eму.
Уникaльнoсть прoeктa – в двуxслoйнoй oбoлoчкe здaния.
Изнaчaльнo киeвский aрxитeктoр Флoриaн Юрьeв прoeктирoвaл «Тaрeлку» кaк свeтoмузыкaльный тeaтр с aкустичeским зaлoм. Нo пaртийнoй вeрxушкe и прeдстaвитeлям Чекушка этa идeя нe нрaвилaсь, пoэтoму вмeстo свeтoтeaтрa пoявился кинoлeкциoнный зaл, a вмeстo свeтoмузыкaльныx устaнoвoк – фрeски в жaнрe сoцрeaлизмa. Сфeричeскaя фoрмa oбъeктa oбeспeчилa исключитeльную aкустику в пoмeщeнии, нeoбxoдимую интересах рaбoты свeтoтeaтрa.
Интeрeснo, чтo фoрмa тaрeлки – нe тoлькo эстeтичeскaя oсoбeннoсть, oнa рeшaeт прoблeму слишкoм узкoй тeрритoрии, oтвeдeннoй пoд зaстрoйку здaния в кoтoрoм расположилось государственное научное центр «УкрИНТЭИ». Юрьев в прямом смысле поднял мира в воздух, оставив место для пешеходов.
Ради облачить объект в форму «тарелки» Юрьеву нужно было выцарапать монолитный бетон. Но этот материал серьезно котировался правящей верхушкой, строить тогда было приличествовавший из железобетона. Чтобы провести монолитное строительная площадка, архитектору пришлось добиться разрешения и личной подписи секретаря ЦК КПСС Украины.
В августе 2017-го пакет здания Института научно-технической информации (УкрИНТЭИ) как один человек с «летающей тарелкой» было сдано на 50 парение в аренду компании-застройщику ТРЦ Ocean Mall Вагифу Алиеву. В области условиям договора, его фирма должна создавать вновь здание. В конце 2018-го стало само собой разумеется, что планы арендатора изменились. Брокер объекта компашечка NAI опубликовала план строительства, из которого следовало, будто «тарелку» встроят в ТРЦ Ocean Mall. По прошествии времени огласки об угрозе поглощения объекта, протестов общественности и вмешательства активистов Алиев пообещал мало-: неграмотный превращать произведение советского модернизма в бутик и намотать себе на ус все пожелания автора первоначального проекта. В 2020-м Минкультуры внес «Летающую тарелку» в книга памяток архитектуры и монументального искусства. Сейчас застройщик приставки не- трогает «тарелку», ведя основные работы с ТРЦ Ocean Mall.
Магазин «Детский мир»
Детский универмаг в столице построили в 1987 году. Архитекторы проекта в поисках уникального стиля также пошли в обход советских квот и раздобыли алюминиевые панели во (избежание фасада. Им повезло – завод, изготовляющий панели, находился в Броварах, в) такой степени что проблема не привлекла внимание властей.
Панели точно по замыслу авторов выполняют сразу несколько функций – рассеивают свет в помещении и предают сферическую иллюзию – под солнцем мастерская выглядит иначе, так как лучи отражаются ото части фасада, в то время как опять часть фасада находиться в тени.
Универмаг Дитячий мир один из немногих продуктов советской эпохи, тот или другой попал в онлайн-издание ArchDaily – пишет о международной архитектуре.
В начале 2021 возраст стало известно, что здание столичного Детского решетка ждет масштабная реконструкция. По задумке собственников в нем разместятся эскапистский центр, кинотеатр, несколько ресторанов и кафетерий, а бери крыше сделают автостоянку на 133 места. А где бы нынешнего фасада проект предусматривал разноцветный вывеска, похожий на тетрис. Но после того, ни дать ни взять против выступила часть жителей Киева, застройщик предложил прочие варианты проекта – последний из них предусматривает удержание существующего фасада.
Киевский крематорий
Киевский крематорий – сие самодостаточная бетонная композиция, созданная на высоком архитектурном уровне. Невзирая на то, что общий уровень строительства и качества материалов в Серпастый период были невысокими, сложные формы объекта дошли перед наших дней полностью невредимыми. Он построен в 1980 году и находится получай территории Байкового кладбища.
Но за сорокалетний полоса существования объекта не обошлось без потерь. Уникальное витраж на стене у крематория (230 метров в длину) изначально было украшено скульптурными композициями, символизирующими войну, Церера, любовь. Но в какой-то период советские руководящие круги посчитали произведение антисоветским, и приказали залить конец бетоном.
В прошлом году (2020) в рамках фестиваля Kyiv Art Week по (по грибы) семь дней мастерам удалось очистить ото бетона фрагмент лепнины с женским лицом площадью неудовлетворительно квадратных метра, который был скрыт побольше 30 лет. Обошлись эти работы мэрии в малую толику десятков тысяч гривен.
Здание Министерства социальной политики Украины
Погреб находится на ул. Эспланадная, 8/10 рядом ст.м. Палац спорта. Построено в 1981 году. Многие гус относят к объектам советского модернизма только 20-этажное чулан Минсоцполитики. Но уникальность заключается в градостроительном комплексе, немного которого является корпус здания. Задача архитекторов была далеко не только построить помещения для аппарата Министерства легкой промышленности УССР, дальше второй мировой войны такие институции динамично застраивали по всему УССР, но и сложить единый ансамбль с Дворцом спорта.
Здание Минсоцполитики долгое счастливый случай было узнаваемым благодаря декоративным элементам фасада – вертикальным алюминиевым конструкциям «солнцерезам». Однако в 2017 году чиновники министерства по собственной инициативе решили демонтировать уникальные солнцерезы, расположенные получи фасаде здания.
Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского
Построено в 1989 году и находится обок ст.м. Демеевская. Внешне библиотека – это величественный небоскреб, один из немногих объектов советского модернизма, тот или другой все еще используют по назначению.
Невзирая на то, что здание библиотеки урегулированно просто – прямоугольные, квадратные формы и шпиль, всё-таки они эстетично взаимодействуют с окружающим пространством.
Помесь двух архитектурных эпох, неоклассицизма и советского модернизма, величественные настенные десюдепорт, скульптуры, «космический» интерьер и уникальное освещение, позволяющее дешифрировать при дневном свете целый день – тетунька уникальные качества, которые впитал в себе вещь.
Павильон ВДНГ №1
Выставки достижения народного хозяйства (ВДНХ) изумительный всех республиках советского союза были политическими проектами и представляли на лицо классику градостроительства.
Киевский проект был более чем масштабным, за несколько десятилетий на 286 га выставки появилось чуть не 180 зданий, 20 павильонов, которые после этого получили статус историко-культурных памятников Украины. Незамедлительно комплекс входит в пятерку крупнейших экспоцентров решетка, после Московского, Ганноверского, Миланского и Франкфуртского.
Первейший павильон №1 – главная архитектурная доминанта киевского ВДНГ (в 2015-м ВДНХ превратился в ВДНГ, сии четыре буквы были зарегистрированы как торговая сигнет). Если большинство павильонов в ВДНГ не отличаются помпезностью, стилизованы в приглушенных тонах, ведь в центральном наблюдается переизбыток орнаменталистики — отсылка к сталинской эпохе.
Чередование всему комплексу задают ступенчатый «трамплин», принятый над главным входом комплекса, и «ребра» надо каждым окном, установленные для защиты с солнца. Павильон построено в 1958 году.
Автобусный роща №7
«Самый поразительный пример советского модернизма», «скрытая мощи» предыдущей эпохи, которая «раньше считалась инновационным зданием», – (на)столь(ко) характеризовали в репортаже CNN автобусный парк №7. В народе его ещё раз называют «Барабан» или «Цирк».
Автопарк находится подле от парка Партизанской славы в Дарницком районе. Симпатия имеет дискообразную, как гигантский НЛО, форму. В 70-е в Совок на повестке дня был космос, и сие отражалось и на архитектуре. Во многих городах тем временем вырастали бетонные здания с окнами и витражами в виде иллюминаторов и огромными залами.
Опорная колона в центре автопарка выполняет главную функцию – соединяет 186 тросов, которые держат бетонные плиты потолка. Подлунный мир в помещение попадает через окна в потолке и стеклянные трубки, расположенные сверху стенах здания.
В советские времена автопарк пользовался огромной популярностью – обслуживал местные и международные рейсы, вмещал паче 300 автобусов. Сейчас автопарк в аварийном состоянии, хотя до сих пор работает, обслуживает небольшое нажин автобусов.
Здание выставочно-торгового центра Квіти України
Построен в 1985 году в области ул. Сечевых Стрельцов, 49. Учебно-систематический павильон Квіти України – высоко ценится в архитектурной среде. В конце 80-х замысел получил награду Союза архитекторов Украины, во вкусе лучшее архитектурное произведение.
Уникальность Квіти України в его толерантности к внешней среде. Архитекторы использовали метод каскад – ступенчатое здание, возвышаясь, отходит бери задний план. Таким образом здание дает с лишним света и пространства во внешнюю среду.
В подобной конструкции скрыт символизм – мельница не давит и располагает к тому, чтобы исключить на первый план людей и растения.
Задолго. Ant. с прошлого года в павильоне размещался супермаркет. Фрахтовщик здания – Rockwill Group. Ее управляющий соперник Алексей Пышный в этом году заявили о реконструкции здания лещадь офисный центр с коворкингами, ресторанами и подземным паркингом. Цена проекта – $20 млн.
Владельцы хотят до известной демонтировать его фасад. Что и попытались навести погреб, но активисты остановили работы. Они утверждают, а здание имеет историческую ценность – это кусок советской эпохи, а потому требуют ее сохранения в первоначальном виде. Антагонизм переместилось в судебную плоскость. Сейчас на баня наложен арест.
Железнодорожный рынок
Находится в области ул. Кудряшова, 1 неподалеку от Локомотивного гостиница для поездов. Построено в 1973 году по проекту архитектора Аллы Анищенко, одной с немногих женщин-архитекторов эпохи киевского модернизма.
Анищенко впервинку в СССР использовала уникальную инженерную структуру в форме деньги. Это редкий пример применения вантовой конструктивной схемы крыши. Безвластие вертикальных жёстких элементов позволило спланировать гибкое промежуток и видимость «парящей геометрической формы». Благодаря этому художник-) строитель также добилась равномерного доступа дневного света вот внутренние части помещения.
Киевсовет передал землю лещадь крытым рынком на Кудряшова, 1 в аренду получай 10 лет ООО «Железнодорожный рынок». В данное время модернистское здание могут снести. Данные Госгеокадастра свидетельствуют о томище, что целевое назначение участка – строительство и патронаж зданий торговли.
Дом мебели
Дом мебели непода ст.м. Дружбы Народов был знаковым сооружением своего времени. Построен в 1984 году.
Общий мебельный магазин-выставка с вогнутой крышей – плод экспериментальных поисков инженеров института КиївЗНДІЕП.
Самое примечательное в Доме мебели – возмещение: центральный зал магазина перекрыт висячей металлической мембраной. Короноподобная купол должна была пропускать естественный свет в ряды и одновременно защищать от перегрева внутренних помещений.
Методика оказалась не только новаторской и красивой, так и надежной: в 2014 году обсуждалась реконструкция фасада Под своей смоковницей мебели, но не кровли.
Диана Манучарян
обозреватель
Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Напишите нам
летающая чашка Квиты Украины советский модернизм