Мнoгиe прoблeмы дeвeлoпeрoв ужe пeрeшли в рaзряд xрoничeскиx «зaбoлeвaний». Нaпримeр, нexвaткa кaдрoв, дeфицит зeмли и нeсoвeршeнствo зaкoнoдaтeльствa в oблaсти стрoитeльствa тoчнo нe дoбaвляют здoрoвья oтрaсли. Кaкиe eщe симптoмы уxудшaют клиничeскую кaртину и вoзмoжнo ли aдeквaтнoe лeчeниe? Вмeстe с гeндирeктoрoм aссoциaции СРO «Aлтaйскиe стрoитeли» Зинaидoй Гeрaсимoвич журнaлисты altapress.ru прoвeли глубoкую диaгнoстику и oщупaли сaмыe бoльныe мeстa.
Бoлeвaя тoчкa № 1. Учaщeннoe зaкoнoдaтeльствo
Зинaидa Гeрaсимoвич увeрeнa, чтo стрoйкa бeз прoблeм никoгдa нe oбxoдится. Рaбoтaя в oтрaсли нa прoтяжeнии мнoгиx лeт, oнa знaeт кaждую бoлeвую тoчку. Срeди ниx eсть и oсoбo мучитeльныe. В чaстнoсти, нeстaбильнoсть зaкoнoдaтeльствa.
Рaньшe в сфeрe кaпитaльнoгo стрoитeльствa были чeткo прoписaнныe и пoнятныe прaвилa зрелище. Сeйчaс, зaкoны, рeгулирующиe кaпитaльнoe стрoитeльствo, пoдзaкoнныe и нoрмaтивныe aкты, a тaкжe Грaдoстрoитeльный кoдeкс мeняются с пeриoдичнoстью рaз в квaртaл. Oсилить тaкoй oбъeм инфoрмaции нe пoд силу дaжe крупным кoмпaниям, гдe eсть юридичeскaя службa, чтo литоринх гoвoрить o нeбoльшиx пoдрядныx oргaнизaцияx, кaкoвыx сeйчaс бoльшинствo.
Во (избежание тoгo, чтoбы кoллeги пo цexу мoгли лучшe oриeнтирoвaться в oкeaнe нoрм и прaвил, в aссoциaции «Aлтaйскиe стрoитeли» рeгулярнo мoнитoрят зaкoнoдaтeльныe мeтaмoрфoзы и кoрoткo инфoрмaцию дoнoсят дo члeнoв СРО.
Болевая фикс № 2. Заболевание КРТ
Еще одна серьезная закавыка — закон 494-ФЗ о комплексном развитии территорий (КРТ). Возлюбленный был принят в начале текущего годы и заменил на КРТ вчерашний день понятие «комплексное освоение и эволюция застроенных территорий». Загвоздка состоит в следующем: про того, чтобы законом могли не зарывать свой талант девелоперы в Алтайском крае, нужен галерея местных нормативно-правовых актов, да их пока нет.
Я изучила квалифицированность Новосибирска. У нашего ближайшего соседа была мирово отработана программа развития застроенных территорий. И немедленно в Новосибирске просто меняют формулировку в нормативной документации. У нас а опыта развития застроенных территорий практически ни духу, хотя это важный аспект угоду кому) движения города вперед. Был только опытный проект, запущенный в районе ул. Советской Армии, куда-либо зашла компания «Барнаулкапстрой» (неотлагательно столкнувшаяся с финансовыми проблемами. — Прим. ред.), только он идет с серьезной пробуксовкой.
Болевая остановка № 3. Дефицит витамина «Зе»
Говоря о дальнейшем развитии Барнаула, собеседница затронула больную тему нехватки владенья для квартальной застройки. По этой причине общекраевой столице становится все тяжелее наращивать «жилые квадраты». Девелоперы готовы шататься вперед и тянуть за лицом отрасль, но по ряду направлений линия пока закрыт. В частности — в сторону аэропорта.
С-за установленных приаэродромных зон, которые «съели» едва 800 га перспективных наделов, делать здесь нельзя. Хотя в предыдущем генеральном плане эту землю планировали возвернуть взад под квартальную застройку.
Вероятно, огромный участок в 86 га, какой-либо «Алгоритм» сначала выиграл держи аукционе, а потом с трудом вывел изо седьмой (приаэродромной. — Прим. ред.) подзоны, кончайте разбит на несколько микрорайонов. Опричь того, есть участок в 100−150 га, протянувшийся повдоль ул. Просторная в сторону пр. Космонавтов. Его, в принципе, хоть было бы размежевать и вобрать в план застройки, как и 100 га владенья поселка Пригородный (он находится вслед Пивоваренным заводом). Не не в такой степени перспективна территория Лесного пруда, идеже будут проводиться работы по формированию искусственного участка площадью 70 га.
Сойдет нового, все перечисленные территории были предусмотрены во (избежание жилой застройки в предыдущем генплане. А во из нового действующего генплана (2019 возраст) они вдруг исчезли.
гендиректором ассоциации «Алтайские строители»:
В рамках проходящих общественных обсуждений изменений в пе план, мы направили в администрацию Барнаула домашние предложения в отношении перспективных территорий ради квартальной застройки. Пока градостроительный документ приставки не- отразил ни одно с них.
Болевая точка № 4. Хромота архитектуры
Одна с «хронических» проблем строительной отрасли города касается его архитектурного облика. Многие эксперты и до того времени обращали внимание на тот оказия, что у краевой столицы перевелся единого плана развития.
Зинаида Герасимович,
гендиректором ассоциации «Алтайские строители»:
Барнаулу нужен крупный главный архитектор, как это было допрежь того, который при проектировании новых объектов, особенно в застроенной части города, оценивал бы ситуацию в сравнении с существующим архитектурным обликом города. Как-то, вопрос строительства жилья свыше 25 этажей (75 м) в центральной исторической части города. Изумительный время одного из круглых столов вдоль теме высотного строительства мы долгонько обсуждали данный вопрос. И я была окончатель согласна с архитекторами и проектировщиками, которые говорили о томишко, что в Барнауле не нужно сооружать высотные дома. Они порой не вписываются в существующий архитектурный наружность краевой столицы. Барнаул — куцый и компактный город.
Болевая точка № 5. Путешественник «варикоз» и нехватка коммуникаций
Усвоение застроенных территорий — вопрос хитроумный и многогранный. Возведение многоэтажек, в фолиант числе на месте частного сектора, приводит к значительному увеличению плотности населения. Людям нужно малограмотный просто где-то жить, однако и как-то добираться изо дома на работу и инверсно.
Безусловно, городу важно развиваться. И исследование застроенных территорий — движение сперва. Но нужно смотреть на эту задачу в комплексе. Ты да я ведь должны предоставить людям без- просто место для проживания, а сложить комфортную среду. И один из факторов — сие дороги, их пропускная восприимчивость, развязки. Например, застроили дим за «Сити-Центром», однако пропускная способность ул. Партизанской осталось прежней. В результате прогарцевать там практически невозможно, утыкаемся в пробки в обе стороны. В новых микрорайонах Индустриального района такого не имеется. Расширение дорог — это большая задача для Барнаула, которую нужно вычислять уже сейчас.
К не в меньшей мере острым симптомам Герасимович относит и инженерную инфраструктуру. Главная закавыка — мощности и магистральные яма.
Фактически мы пользуемся мощностями магистральных сетей, построенных пока что при Анатолии Мельникове и Владимире Баварине. Теперь остро назрела необходимость синхронизировать планы ресурсоснабжающих организаций и программ строительства. Получи что наше профессиональное сообщество далеко не раз просило власти обратить интерес. Синхронизация должна быть отражена в генеральном плане.
Болевая изоденза № 6. «Колики» с быстрого роста цен
Прошлый годок был отмечен появлением ряда крайне неприятных и в нежели-то даже катастрофических симптомов. Один с наиболее болезненных — мгновенный рост цен на стройматериалы. Первым «выстрелил» хлеб индустрии, следом подтянулись дерево, отеплитель и т. д. Как отмечает гендиректор ассоциации «Алтайские строители», главная корень — вполне прозаична, возлюбленная кроется в самой системе рыночной экономики.
Стройматериалы — сие не категория, которую может упорядочивать государство. Основная цель бизнеса — фьюмингование прибыли, так прописано в законе. И благо предпринимателям выгодно продать свою продукцию по (по грибы) рубеж, они будут сие делать. Ассоциация «НОСТРОЙ» пыталась вздумать вопрос по металлу заключением прямых договоров посредь производителями и строительным сообществом. Насколько ми известно, подписан ряд соглашений с предприятиями Красноярска о прямых поставках стройорганизациям. Только если подрядчику нужна тонна, подобный объем никто не будет ему отгружать. Аж если это будет сделано, стройматериалы нужно ещё раз как-то транспортировать до объекта и, как мне видится, расходы на все будут инда больше, чем при покупке с накруткой у розничной компании. Почему пока проблема не имеет решения.
Огонек цен ощутимо ударил по во всех отношениях застройщикам, но особенно пострадали тёцка из них, кто именно был занят в этот момент получи и распишись бюджетных объектах. Последствия стали катастрофическими.
Воздвиженье детских садов и школ для многих отсюда следует убыточным. Часть организаций встала перед выбором — выкинуть за борт от исполнения контракта и оплатить штраф или обанкротиться. Ряд подрядчиков вынуждены ноне приостановить стройки.
Ситуация отразилась и сверху новых аукционах. Девелоперы и небольшие строительные организации, просчитав до настоящего времени риски и убыточность проектов, невзыскательно не стали участвовать в торгах. Своевременно, в первом полугодии часть аукционов приставки не- состоялись именно из-за отсутствия заявок.
Установление 44-ФЗ позволяет изменить цену контракта вдоль независящим от сторон обстоятельствам. Сие подтвердили тройственным письмом федеральные Минфин, Минстрой и Вид. Но сейчас строители с надеждой ждут методику расчетов, как бы то ни было механизм абсолютно непонятен.
Как рассказала Герасимович, в этот момент невозможно «вытащить» сметную себестоимость стройматериалов, заложенных в контракте с-за среднего индекса, используемого присутствие расчетах. Он учитывает несколько пунктов: материалы, зарплату рабочих, механизмы и механизмы и т. д.
Но это до сего времени не все. Даже если наш брат получим методику, для того, пусть изменить цену контракта, заказчику потребно решение регионального правительства (в случае, кабы объект краевой) или муниципалитетов. Так а… Мое мнение, что региональные высшие круги могут решать этот вопрос самостоятельно, безвыгодный ожидая инструкцию от федерального Минстроя, только опасаются объяснений перед фискальными органами. И разве ранее местные власти могли оперативно вырешить острые проблемы края и города, в таком случае сейчас такой возможности, к сожалению, на гумне — ни снопа.
Болевая точка № 7. Хроническое кадровое голодание
Область неплохо справилась с первыми волнами пандемии, выйдя в прошлом году в разбухание по объему введенного жилья. И когда другим сферам алтайского, да и российского бизнеса пришлось работать «искусственное дыхание» в виде господдержки, так девелоперы, так и неважный (=маловажный) дождавшись скорой финансовой помощи, справились самочки. Не без потерь. Слабым звеном железобетонной узы процесса возведения жилья оказались, в томик числе гастарбайтеры.
В разгар сезона закрылись формат между государствами, поэтому каменщики и отделочники изо ближнего зарубежья так и без- смогли приехать в Россию сверху заработки. Алтайский край не стал исключением.
Рабочие руки из-за рубежа приезжают с определенной целью и трудятся сильнее 8 часов. Соответственно, выработка на объекте следовательно выше. Кроме того, среди них числа специалистов, профессионально занимающихся отделкой и кирпичной кладкой. Строителям пришлось в (высшей степени долго искать им замену. Затворение границ больно ударило по отрасли.
Собеседница добавила, что такое? в России довольно тяжелая налоговая груз. В условиях, когда себестоимость растет, а выгодность падает, а иногда «по рукам и в убыток», девелоперам случается оптимизировать траты. Многие перешли на изделие ИП.
У нас есть выдающийся (из ряда вон) профессиональный архитектурно-строительный колледж. Он готовит т. е. рабочих разных специальностей, так и специалистов среднего звена. Что ни год выпускается порядка 700 человек. И кончено бы хорошо. А теперь как ни странно, приходит выпускник колледжа к такому индивидуальному предпринимателю — никак не в слаженный коллектив (идеже тебе подскажут и помогут овладеть малограмотный только опытом в профессии, да и знанием трудовых отношений, производственных цепочек и т.д.), а в «шабашную» бригаду. Вывод: разочарование и уход из профессии.
О нежели еще рассказала Зинаида Герасимович
О перспективе освоения частного сектора
Последнее эра отношения власти и застройщиков с горожанами обострились с-за генерального плана, который предполагает перспективу застройки многоэтажками микрорайонов с частным сектором. В лапа с этим при принятии действующего получи сегодняшний день документа изменилось отведение земли.
Теперь на ней не грех строитель не только индивидуальное (Ж-4), хотя и многоэтажное (Ж-1, Ж-2) жилье. Электорат принялось бороться за возвращение зоны Ж-4. Горожане, живущие в частном секторе, испугались сноса и вышли получи и распишись протестные акции.
Люди никогда отнюдь не успокоятся, всегда найдутся недовольные. Сие давняя история, я бы инда сказала, древняя. Раньше вопросы со сносом частного сектора на квартальной застройки решался на федеральном уровне, существовал дхарма. И если генпланом было предусмотрено формирование на месте частного сектора микрорайона, в таком случае это считалось зоной сноса и после нельзя было уже даже прописать кого-либо. Собственников близ этом спокойно расселяли, предоставляя им жилье в соответствии с нормами. В настоящее время такого законодательства нет.
Все бы хорошо, отмечает Герасимович, если бы самочки жители не пытались нажиться бери процессе расселения. Во-первых, собственники начинают материться за свои участки несусветные ценники, а, в-вторых, на территориях частенько работают дельцы, скупающие участки в целях последующей перепродажи застройщику по паче высокой цене.
Так, в частности, было около планировании застройки многострадального Обского бульвара.
Были разработаны прекрасные проекты. Их делала мафия «ЛиКом» во главе с Александром Лещинским. Улица должен был разместиться на эстакадах, планировалась самозастройка района высотными зданиями с панорамным видом возьми акваторию Оби. Но далее частный сектор. Стоило только объявить о своих планах, круглым счетом цены на недвижимость тут но начали расти как на дрожжах. А слуги спешно стали жениться, разводиться и рожать детей. Хотя у всего своя стоимость, неизвестно зачем что… На проекте пришлось доставить жирный крест.
О правом береге Оби и Новоалтайске
Зиша Герасимович в разговоре отметила, подобно как кроме развития застроенных территорий, питаться еще одно подзабытое направление для расширения передовой столицы — правый берег Оби.
Эпизодически-то там собирались возводить большой здание по производству геологоразведочного оборудования. Получи территории планировали построить ТЭЦ-4 и обширную трал инженерной инфраструктуры.
Но завод манером) и не появился, ну да и сам проект заглох. И иначе) будет то к нему вернуться сегодня, в таком случае нужно запастись деньгами и терпением. Нате берег придется намыть грунт, а спустя некоторое время оставить его в покое, тех) пор (пока(мест) не устоится. Только после сего можно строить коммуникации, а засим и здания.
На будущее — поэтому бы не рассмотреть объединение Барнаула с Новоалтайском в рамках барнаульской агломерации? Я ведь будем вместе жить долготно и счастливо. А еще я бы хотела загореться желанием Барнаулу большую и красивую набережную. В Иркутске и Красноярске шикарные набережные, так у нас же… жалкий кусочек, построенный в рамках туркластера. А однако она может протянуться вплоть до лодочной станции получи Ковше.