Нoвoстрoйки в Укрaинe стaнут другими. В Министeрствe рeгиoнaльнoгo рaзвития гoтoвят пoлтoрa дeсяткa измeнeний в гoсудaрствeнныe стрoитeльныe нoрмы (ГСН), лизингoвую прoгрaмму ради жилья и нoвыe мeры для прoблeмныx нoвoстрoeк.
Кaк стaлo извeстнo Нaциoнaльнoй энциклoпeдии стрoитeльствa ProfiDom.com.ua, пoдрoбнoсти тoгo, чтo ждeт нaшу стрaну, выяснил UBR.ua, рaсспрoсив зaмeститeля министрa — Львa Пaрцxaлaдзe.
Прoблeмa дoлгoстрoeв oбoстряeтся кaждый дeнь, кaк влaсти сoбирaются ee рeшaть?
Прoблeмa, дeйствитeльнo, eсть. Нo, oснoвнoй вершина был eщe в 2008 гoду. Иx тoгдa стaлo мнoгo, дaжe, нe с-зa тoгo, чтo ктo-тo xoтeл мoшeнничeствoм зaнимaться. Oбстoятeльствa слoжились тaк, чтo дeвeлoпeр, кoтoрый стрoил oбъeкт, мoг пoлучaть дeньги oт пoкупaтeлeй, инвeстирoвaть иx в другиe прoeкты. Нo, в итoгe чтo-тo нe склaдывaлoсь и oбъeкты oстaвaлись нeдoстрoeнными.
Тoгдa жe, был принят зaкoн, пo кoтoрoму зa гoсудaрствeнныe дeньги дoстрaивaлись дoмa с гoтoвнoстью 70% и вышe. Нa тoт пeриoд прoблeмныx oбъeктoв былo пoрядкa 800, и фaктичeски 80-90% изо ниx, в итoгe, сaми или с помощью государства всегда же достраивались.
Есть и сейчас, достаточно, сложные проблемные объекты. До стране таких пара десятков. В Киеве покамест столько же. Где-то застройщик пропал, идеже-то документы заканчиваются, где-то уголовное действие возбуждено и т.д. Мы провели десяток круглых столов точно по обсуждению того, как сделать чтоб проблемных строек далеко не было, как быть с пострадавшими людьми, кто именно и какую ответственность должен нести. Все сие прописали в новом проекте закона, который планируем в скором времени распространить на обсуждение депутатам.
Какие основные положения сего документа?
Основной посыл: вся ответственность из-за строительство будет возлагаться на тех, кто такой его разрешил, на чьей земле строится шатёр — на местные органы власти. В документе прописали, кое-что в случае срывов сроков строительства, местные начальник будут иметь право изымать проблемные объекты и достраивать их, либо ради бюджетные деньги по решению сессии городского совета, либо с привлечением стороннего инвестора.
Не долго думая, это сделать, практически, нереально. Слишком вдоволь юридических сложностей. В проекте пропишем, что приоритетными будут стройки с высокой степенью готовности. Нужно схватить (умом), что это ответственность местных властей. Залог перед людьми, в том числе. От позиции мэров городов, их замов, Верховной Рады и короче зависеть, как эти вопросы будут рисковать.
Одна из распространенных схем мошенничества нате рынке недвижимости — двойные/тройные продажи. В отдельных случаях одну и ту же квартиру продают по мнению несколько раз, что с этим будет производиться?
На будущее, чтобы не было двойных продаж, сим же законопроектом вводится понятие «предварительная фиксирование квартир». Когда будет готов проект строительства конкретного в родных местах, и понятно, сколько в нем планируют сделать квартир — каждой изо них выдадут свой код для регистрации, и немного погодя, — все будет происходить через нотариуса али регистратора. Таким образом, невозможно будет нафигачить двойную продажу.
Есть еще масса других идей. Как бы, например, обязательное страхование при определенных видах сделок. Благо квартиру планируют продавать до ввода в домашних условиях в эксплуатацию, — обязательно нужно ее застраховать. Тут-то, тоже, будет ответственность, по типу «автогражданки» чтобы автомобилей. То есть, ряд таких вещей наворачивать в документе, которые минимизируют риски мошенничества. Билль подадим уже в 2019 году. Сейчас симпатия готовится к прохождению в профильном комитете.
Планируется ли ужесточать запросы к застройщикам?
Мы провели серьезную децентрализацию и дерегуляцию строительной отрасли. До этих пор, необходимо было пройти 35 согласовательных процедур к начала строительства. Сейчас их всего 5. И наместо 1,5 года для получения разрешения, не откладывая — около 50 дней.
Но, как всего-навсего мы что-то упрощаем, появляются злоупотребления. Потому-то, очень важно сохранить баланс, чтобы возлюбленный не отражался на качестве строительства. В этом году стали злоупотреблять экспертные организации, которые выдают экспертизу. Они начали вну многие объекты фактически с нарушениями, в обход градостроительных норм.
Будем сколачивать комиссию, которая их проверит и лишит нарушителей статуса экспертных организаций. Двум недели назад министерство утвердило соответствующий отношение, опубликовали его, он вступил в силу. Согласованно этому документу, мы теперь имеем юриспруденция этим заниматься.
Как будете бороться с другими нарушениями?
Реконструкция Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ) уж началась. Мы хотим, чтобы все процессы засим происходили открыто и прозрачно.
Серьезный балласт проблем уплетать и на местных уровнях, при выдаче градостроительных ограничений. Здесь тоже много злоупотреблений. Хотя, хотим, ради каждый город создал генеральный план, для того чтобы сделали зонинг и детальные планы застройки. Сие информация тоже должна быть открытой. И в надежде главный архитектор не принимал в ручном режиме намерение о том или ином строительстве. План приходится быть прописан заранее — где и что нужно организовывать: сколько жилых домов, школ и пр. Без дальних слов этот баланс очень сильно нарушается. Нужно ужесточить движение, чтобы города немного по-другому принимали решения.
Сии изменения могут привести к тому, что нашим рынком заинтересуются иностранные инвесторы?
Иностранные инвесторы хотят двум вещи: чтобы был спрос со стороны покупателей, и затем) чтоб(ы) все было прозрачно и открыто. По второму, у нас поуже есть прогресс — по простоте получения разрешения сверху строительство Украина находится на 30 месте в мире.
Как тянет нас вниз — это паевое беспокойство. Если его уберем, то точно войдем в топ-10. Сие у нас тоже в планах на 2019 бадняк, но пока ряд городов этому противятся. Интересах активизации спроса нужно, чтобы банковское кредитование заработало. С тем чтоб доходы населения росли и что инвестиционный среда улучшался.
Бытует мнение, что вскоре строевой рынок ждут потрясения по типу недавнего «банкопада». Какие риски видите в 2019 году?
Проблемы с вложениями в толкучий недвижимости — нет. Вопрос в покупательской способности. Даже если посмотреть по европейским странам, то держи одного жителя приходится около 50-60 кв.м. обитаемый площади. А в Украине — лишь 20 кв.м.
К тому а, у нас ветхого жилья порядка 50%. Общем, где-то миллиард квадратных метров построено, пока нужно возвести столько же, чтобы исчерпаться на европейский объем, а еще 500 млн квадратов создавать вновь, или снести его и новое построить. Благодаря чего, потенциал колоссальный.
Когда ипотека заработает и процентные ставки приблизятся, хоть бы, к 10-13% годовых, появится готовность захватывать. Пока, что мы готовим законопроект за арендному жилью. Появится лизинговое жилье — неотлагательно Ипотечное учреждение готовит такой формат. Приобретая квартиру в лизинг — заходишь и живешь, платишь шальные деньги, как аренду, которая идет тебе в сконтрация стоимости квартиры. Требования мало чем будут различаться от кредита, но меньше документов, быстрое форма и не нужен залог.
Учитывая упавшую покупательную восприимчивость населения, не начнут ли строительные компании затворяться?
Нет. Думаю, что рынок только оживает, интерес на квартиры есть. Когда случилась аннексия Крыма, партизанщина на востоке, огромное количество людей изо этих регионов переехали в другие города. В ту пору был большой всплеск продаж, поэтому в сравнении с тем периодом по всему вероятию, что сейчас квартир покупают меньше.
Же, все-таки, недвижимость — одна из лучших форм капиталовложения. Это безопаснее, чем положить деньги в копилка. Но, тут есть спекулятивный рост цен, который-нибудь завязан как раз на спросе. И цены в меньшей мере становиться не будут. Как только учетная главная квартира НБУ спадет, тогда большая часть капиталовложения людей пойдет в недвижимость.
И какие — на настоящий год?
Думаю, что в 2019 году, и единаче больше в 2020-ом, ситуация улучшится, пойдут вклады в недвижимость. И в жилую, и в коммерческую. В первую будут вкладывать рядовые покупатели, а в коммерческую — бизнес и международные инвесторы.
В 2018 году Минрегионстрой разработал и ввел большое доля новых строительных норм. Планируется ли их дальнейшее отшлифовывание. Ant. ухудшение?
В 2018 году сделали качественный рывок с точки зрения принятия решений. Только что не 20 градостроительных норм пересмотрели. В 2019 году до сего времени около 16 норм хотим изменить: с тем обновлять улицы и дороги, а еще по жилым домам и прочим зданиям, сооружениям, по части культурным объектам. Продолжим начинания по энергоэффективности, по мнению метрополитенам, по застройке территорий и т.д.
Мы ввели нормы, разрешающие оснащать детские сады в жилых домах. Вскоре планируем совершить такое же с начальными школами (до 5-го класса). Уписывать новые требования к заправкам и парковкам — сейчас сделаем, дай тебе минимум 5% мест было оборудовано электрозарядками, а в 2020 — еще 10%. Каждый год будем прибавлять.
В свою очередь, необходимо делать не только асфальтные, же и бетонные дороги, они более долговечные (канцелинг их эксплуатации 50 лет, тогда словно у асфальтных — 10). Процесс совершенствования требований приставки не- прекращается. Вместе с появлением новых технологий, будут трансформироваться и строительные нормы