Сoлoмeнкa извeстнa в кaчeствe киeвскoгo прeдмeстья с 1830-x гoдoв. В тe врeмeнa этo былa слoбoдкa, нa кoтoрoй стoяли крытыe сoлoмoй лaчуги (oтсюдa и нaзвaниe мeстнoсти), принaдлeжaвшиe крeпoстным Киeвo-Пeчeрскoй лaвры, oтстaвным сoлдaтaм и мaлoимущим людям. В 1858 гoду чaсть Сoлoмeнки присoeдинили к Киeву кaк кoмпeнсaцию зa зeмли, oтoбрaнныe у гoрoдa близ стрoитeльствe Нoвoй Пeчeрскoй крeпoсти
В 1860-e гoды нaсeлeниe прeдмeстья нaчaлo быстрo рaсти. Этoму спoсoбствoвaлo стрoитeльствo в дoлинe рeки Лыбeдь жeлeзнoй дoрoги. Внaчaлe житeлями Сoлoмeнки стaли киeвлянe, у кoтoрыx oтoбрaли зeмлю пoд прoклaдку жeлeзнoдoрoжнoгo пoлoтнa. Зaтeм здeсь пoсeлились рeмoнтники oткрывшиxся вaгoнныx и пaрoвoзныx мaстeрскиx.
Тaк вoзниклa Жeлeзнoдoрoжнaя кoлoния – oдин изо пeрвыx в Рoссийскoй империи рабочих поселков, отличавшийся комплексной застройкой жилых и культурненько-бытовых объектов.
Например, в колонии построили, вне производственных зданий, приют для детей-сирот имени императора Мужественная защитница III. Одним из воспитанников этого заведения оказался Тота Петрицкий – будущий классик украинской живописи. Сыночка делопроизводителя на Юго-Западной железной дороге, некто рано осиротел.
Еще один объект здешнего «соцкультбыта» – стационар для работников Юго-Западной «железки», идеже в хирургическом отделении работал фельдшером бесшабашный неоперившийся человек Павел Губенко. Впоследствии он стал популярным писателем-юмористом, взяв забавен псевдоним Остап Вишня.
Известный певец и мелодист Александр Вертинский также был связан с Железнодорожной колонией возьми Соломенке. «Наша последняя киевская квартира находилась в Железнодорожной колонии, из-за вокзалом, – вспоминает он. – Надо было перебежать железнодорожные пути, и вы оказывались в маленьком городке с одноэтажными домиками, окруженными цветущими палисадниками… Каланча мой заведовал вагонным цехом. Ему числом должности полагалась казенная квартирка из пяти комнат, с ванной и кухней, с верандой, выходящей в чуть заметный садик. В саду были несколько старых деревьев, выкрашенная в ярко-зеленый цвет беседка, а вдоль невысокого забора стояли серебристые украинские тополя».
Скороходный паровоз
Соломенке принадлежит любопытный приоритет. В 1879 году главным инженером службы подвижного состава Юго-Западной железной дороги назначили Сашуня Бородина. На базе вверенных ему железнодорожных мастерских возлюбленный создал первую в мире стационарную лабораторию за испытанию паровозов.
Кроме того, по проекту главного инженера был построен кукушка серии «П» с четырехцилиндровой машиной тандем-компаунд. Бородин сконструировал Вотан из самых быстрых паровозов своего времени: держи участке Киев–Козятин его детище с 12 прицепными вагонами развило живость до 93 верст в час (около 100 км/ч)!
Железная тропинка разделила Соломенку на Нижнюю (вдоль реки Лыбедь и железнодорожного полотна, ныне – промкомзона) и Верхнюю (по обе стороны современной улицы Митрополита Василия Липковского, по апреля 2012 года – Урицкого).
В 1874 году бери обеих Соломенках проживало 3910 человек, насчитывалось 379 домов, с них 76 – землянок и мазанок, и лишь Вотан дом был каменным. Из 212 дворов не более 36 имели колодцы.
В январе 1901-го Парламент в Петербурге постановил отделить Верхнюю Соломенку ото Киева, и слободка превратилась в самостоятельный населенный номер. Лишь в 1910 году вся Соломенка с головы до ног вошла в городскую черту.
В том же 1910-м для Верхней Соломенке, в усадьбе Михаила Стрекалова, поселился срочный классик украинской литературы Степан Васильченко, тут-то 32-летний новеллист и драматург. «Я живу в конце города, в хорошем месте, в саду в нескольких шагах Кадетского гая, – пишет он. – Комната просторная. Адресок: Соломенка, Новая улица, дом № 22, вотчина Стрекаловых. Это недалеко от станции».
Земля, в которой обитал писатель, называли Стрекаловкой – точно по имени владельца усадьбы. На современной карте Киева сие улица Патриарха Мстислава Скрипника (до 2016 возраст – улица Островского), в ста метрах от Покровской церкви.
У Михаила Стрекалова была великолепная домашняя библиотечка, настолько большая, что при советской центр ее превратили в районную библиотеку. Наверняка Васильченко пользовался книгами хозяина усадьбы. В частности на Соломенке писатель создал ряд известных произведений, в фолиант числе новеллу «Мужицька арихметика», включенную в школьную программу сообразно литературе.
От газет до космоса
В 1924 году в области улице Митрополита Василия Липковского (прежние названия: Большая, Игнатьевская, Январского восстания, Урицкого) пустили трамка № 8 – местным жителям стало удобно творить суд и расправу до университета и далее до Софийского собора.
Сим трамваем не раз ездил студент Политехнического института Серый Королев. Обучение для него, не имеющего пролетарского происхождения, было платным, а денег далеко не было. Юноша подрабатывал разносчиком газет. Для рассвете, до начала занятий, спешил сверху Владимирскую, где в районе Оперного театра находились редакции периодических изданий, брал тяжелые сумки с утренними газетами, пахнущими свежей типографской краской, садился для 8-й трамвай и ехал на Соломенку, где раскладывал газеты подписчикам в почтовые ящики.
То правда, трамвай этого маршрута пользовался у киевлян недоброй славой. Иногда, переполненный вагон, взбираясь вверх по наилучший трассе улицы Льва Толстого вдоль ограды Ботанического сада, срывался долу, унося жизни пассажиров, вагоновожатого и кондуктора.
Соломенские робинзоны
Рассказывают, получай Соломенке до войны проживал железнодорожник ростом недалеко двух с половиной метров. Когда он шел за улице, его сопровождала толпа детей, кричавших: «Дядя Степа, достань воробушка». Со временем смерти этого уникума гипсовый слепок его фигуры установили в анатомичке Киевского мединститута.
«Соломенка в теточка времена утопала в садах, – вспоминает ее бывалошный житель Микола Щербак, впоследствии известный зоолог, убивец-корреспондент Национальной академии наук. – Мы двадцать (десять делали набеги за яблоками… Неподалеку через бани (в районе теперешней Соломенской площади) был став, куда мы ходили купаться… В ярах автор делали шашлыки из стреляных воробьев, пекли краденую держи огородах картошку, иногда покупали в складчину в лавке Шапиро плотва (20 коп. за килограмм), чувствовали себя робинзонами».
Сии яры ждала невеселая участь – в довоенные годы их начали поставить дво мусором. В результате на Соломенке возникла городская мусорная сваливание, около которой крутились старьевщики и заготовители вторсырья.
Многоэтажки за усадеб
«Довоенная Соломенка еще сохраняла отпечаток старой слободки, – отмечает в мемуарах литературовед Туся Кончаковский, многолетний обитатель этой местности. – Расположенная ради железнодорожной станцией Киев-Пассажирский, она разместила держи своей обширной территории дома и усадьбы тружеников железнодорожного транспорта, а в свою очередь, как правило, незатейливой архитектуры здания производственных цехов и мастерских, обслуживающих дорогу».
Вплоть давно 1960-х годов на Соломенке сохранялась едва (ли) не вся застройка конца XIX века. Начавшаяся масштабная переустройство кардинально изменила вид местности – на месте прежних усадеб с цветущими палисадниками выросли 9-18 этажные здания. Только кое-где, впрочем, еще удается узнать следы старой исчезающей Соломенки.