Мaлoвaтo гaзa в трубoпрoвoдax – привeзут тaнкeрaми! Прeoдoлeть энeргeтичeский распад Eврoпe мoжeт пoмoчь сжижeнный гaз изо-зa oкeaнa.
В ситуaции, кoгдa рoссийский мoнoпoлист Гaзпрoм сoзнaтeльнo сушит eврoпeйский рынoк, сoкрaтив пoстaвки пo трубoпрoвoдaм, в чaстнoсти чeрeз Укрaину, мирoвыe экспoртeры сжижeннoгo гaзa пeрeoриeнтирoвaли свoи тaнкeры с aзиaтскoгo нa eврoпeйский рынoк.
LNG-тoпливo с-зa oкeaнa рaссмaтривaют кaк плaн спaсeния и нa случaй вeрoятнoй пoлнoй oстaнoвки трaнзитa рoссийскoгo гaзa чeрeз Укрaину.
Oднaкo, кaк сжижeнный гaз с другиx кoнтинeнтoв мoжeт пoпaсть в Укрaину, eсли у нaс нeт сoбствeнныx LNG-тeрминaлoв? И спaсeт ли сжижeнный прирoдный гaз нaшу энeргeтику – читaйтe в мaтeриaлe Фaктoв ICTV.
Чтo тaкoe LNG
LNG (СПГ) – сжижeнный прирoдный гaз. Eгo пoлучaют нa спeциaльныx зaвoдax путeм сжижeния oбычнoгo прирoднoгo гaзa в гaзooбрaзнoй фoрмe, a зaтeм трaнспoртируют мoрeм в тaнкeрax-гaзoвoзax в LNG-тeрминaлы.
Тaм прoисxoдит ужe oбрaтный прoцeсс – рeгaзификaция, пoслe чeгo сжижeнный гaз снoвa переходит в газообразную форму и попадает к трубопроводы.
LNG — паче гибкий вариант поставки газа, чем трубопроводный. Как-никак сжиженный газ можно транспортировать большими партиями — и в места, все равно куда трудно дотянуть газопровод.
Танкеры-газовозы вопросов) можно перенаправить с одного континента на новый. И поставщиков сжиженного газа на мировом рынке выше ушей: США, Катар, Австралия, Норвегия, Россия и накипь. Так что продавца найти нетрудно, были бы касса.
Впрочем, чтобы купить сжиженный газ, нуждаться иметь доступ к морю и терминал для регазификации. А Украйна своего LNG-терминала в Черном море пока невыгодный имеет. Хотя попытки построить его были.
Ото лыжного инструктора — до соседских терминалов
В 2012 году Окраина подписала соглашение о создании консорциума по строительству LNG-терминала в Одесской области.
Планировали выстроить две очереди терминала (по 5 млрд кубометров в година). Первые партии сжиженного газа ожидали выцарапать из Катара еще в начале 2015 лета.
Но национальный проект завершился конфузом. По образу выяснила пресса, представитель якобы испанской компании возьми самом деле не имел соответствующих полномочий и доселе работал простым лыжным инструктором.
В конце концов вплоть до строительства терминала дело так и не дошло.
И без этого (того) того, реализации проекта помешала позиция Турции: симпатия отказывается пропускать LNG-танкеры через Босфор. Официальная орган — соблюдение правил безопасности движения минуя пролив. Неофициальная — собственные экономические и геополитические развитие.
Турки могли бы пропускать газовозы поверх новый искусственный канал Стамбул, который начали ставить в с в 2021 году. Он должен соединить Мраморное и Черное моря и пройдет в то же время проливу Босфор.
Однако завершить проект планируют хоть в 2027 году. Поэтому раньше в Черное град танкеры не зайдут.
Впрочем, LNG-терминалы питаться в соседних странах, в частности в Польше и Литве. И Окраина может получить сжиженный газ оттуда поуже в регазифицированом виде через ГТС.
В ноябре 2019 возраст это доказали на практике, когда получи польский терминал Свиноуйсьце прибыл танкер с американским газом вот то-то и оно для украинской стороны.
А уже в феврале сего года ожидается прибытие второй партии сжиженного газа изо США.
После регазификации топливо попадет в польскую ГТС. А славянский покупатель — компания ERU — получит приобретенное уголь на сообщении между Польшей и Украиной вплоть до конца марта.
Трубу пришлось развернуть
Не считая того, украинская ГТС в состоянии получать ожиженный газ через турецкие и греческие терминалы числом Трансбалканскому газопроводу.
Есть возможность поставлять питание даже с терминала в Хорватии (на острове Крк). В частности, по вине Венгрию, откуда 1 февраля впервые в истории начался безлюдный (=малолюдный) виртуальный, а физический импорт газа в Украину.
Именование на импорт природного газа из Венгрии в Украину 1 февраля составила 4,7 млн кубометров, с которых около 3 млн кубометров – физические поставки.
В итоге, точно по сравнению с 31 января, суточный импорт газа с Венгрии вырос в семь раз.
Как поясняют в Операторе ГТС Украины (ОГТСУ), дотоль система могла работать только в направлении изо Украины в Венгрию. Но благодаря проведенным техническим мероприятиям была создана потенция транспортировки газа в обоих направлениях.
Венгерское курс стало вторым после Словакии гарантированным маршрутом поставки газа в Украину ажно в случае полной остановки транзита российского газа, напоминают в ОГТСУ.
Энергетические авоська и нахренаська Украины
Имеющаяся газотранспортная инфраструктура позволяет Украине обретший сжиженный газ через европейские терминалы. Пока вопрос — в наличии самого ресурса.
К счастью, крупные поставщики LNG сейчас развернули свои танкеры с азиатского рынка получай европейский. И это существенно снизило цены получи голубое топливо.
В начале февраля газ получи европейских биржах стоил в пределах $900 ради 1 тыс. кубометров.
Кроме того, США безграмотный только сами наращивают поставки сжиженного газа в Европу, однако и призывают к этому конкурентов.
Как пишет Wall Street Journal, в Вашингтоне просят Воспаление слизистой оболочки и других LNG-гигантов направить в Европу дополнительные объемы топлива в случае полномасштабного российского вторжения в Украину и остановки транзита российского газа спустя нашу ГТС.
Руку помощи нам протянули и партнеры по части новому альянсу Украина–Польша–Великобритания.
В частности, британцы выделят 88 млн фунтов стерлингов получи снижение зависимости Украины от поставок энергоресурсов с России. А Польша продолжит развитие газовой инфраструктуры ради максимизации физического импорта топлива из Европы в Украину.
Энергетическое помощь премьер-министры Украины и Польши обсудили бери встрече в Киеве.
Матеуш Моравецкий отметил, зачем Польша уже осуществляет транспортировку газа в Украину. Только дополнительно стороны договорились о построении газопровода, кое-что позволит нарастить объемы газа физического реверса.
Деша Шмигаль добавил, что они видят перспективным прятание природного газа польскими, европейскими компаниями в подземных хранилищах газа Украины, а как и создание технических возможностей для импорта газа с территории Польши, в частности с польского LNG-терминала.
Не станет виртуального реверса — достаточно физический
Сжиженный газ из-за океана, (языко и любой другой, Украина может импортировать сверх разветвленную европейскую газотранспортную систему.
В ГТС урожденный газ перемешивается и не разделяется по происхождению. Благодаря чего для удобства операторы газопроводов проводят взаимозачеты сверху границах, проводя так называемые виртуальные поставки.
Собственно по такому принципу сейчас работает несуществующий реверс из ЕС в Украину.
Чтобы малограмотный гонять транзитный российский газ через границу двукратно, законтрактованные у европейских компаний объемы остаются в Украине, а посерединке операторами просто происходит взаимозачет. Это распространенная европейская применение.
Однако до 2020 года Россия безлюдный (=малолюдный) позволяла Украине ею воспользоваться. А теперь надо Украиной нависла угроза окончательной остановки транзита российского газа, в случае которой может застопорить и виртуальный реверс из ЕС.
И с помощью своих западных соседей Помаранчевая республика сможет импортировать газ даже в случае отсутствия российского транзита. Слово идет именно о физическом импорте.
В ОГТСУ напоминают: для февраль 2022 года трейдеры забронировали побольше 195 млн куб. м мощностей для импорта газа в Украину. Изо них 124,8 млн куб. м (4,46 млн кубометров в день) — из Венгрии.
Всего из Венгрии вещественно можно транспортировать до 8 млн куб. м газа посуточно (2,9 млрд куб. м в год).
То вкушать физический импорт из Словакии, Венгрии и Польши в целом (даже если поляки расширят свою инфраструктуру) может взять свое отметки в более 17,5 млрд кубометров в год.
Таких мощностей Украине пожалуй хватить. Потребности в импорте к началу следующего отопительного сезона специалисты оценивают в почти 13 млрд кубометров газа.
Почти столько а можно физически импортировать из Венгрии и Словакии – только за 12 полных месяцев, а 13 млрд кубометров газа угодно импортировать до начала отопительного сезона, ведь есть до конца октября.
Правда, наличествование такой пропускной способности еще не гарантирует, будто именно столько топлива украинские компании и закупят. При всем при том сначала надо заключить соответствующие сделки и вырвать. Ant. потерять на них средства: по нынешним ценам понадобится ненормальная сумма – более $11 млрд.
Однако появление надежных маршрутов физического импорта топлива в случае остановки транзита российского газа позволит Украине избежать энергетического коллапса и во благовремении подготовиться к следующему отопительному сезону.
Впрочем, самый приятный сценарий для Украины — сохранение транзита нашей ГТС. И безграмотный только с экономической точки зрения.
Наличие транзита – еще один предохранитель от полномасштабного российского вторжения.