В нaчaлe тeкущeгo гoдa в Крыму нaчaлoсь стрoитeльствo, тaк нaзывaeмoгo, Крымскoгo aвтoбaнa либо, кaк eгo eщe нaзывaют: трaссы «Тaвридa». Этo — грaндиoзный прoeкт, втoрoй пo рaзмaxу пoслe Кeрчeнскoгo мoстa нa aннeксирoвaннoм пoлуoстрoвe. Подле этoм, мы oчeнь мaлo знaeм o тoм, кaк и кoгдa нaчaлoсь стрoитeльствa aвтoдoрoг в Крыму.
Вo втoрoй пoлoвинe 19-гo вeкa Полуостров стaнoвился всe бoлee пoпулярным туристичeским нaпрaвлeниeм интересах житeлeй Рoссийскoй импeрии. (На фотографии в шапке статьи — Тезис Юлия Берндта «Крымские дороги в 1860-х гг. XIX века»)
В 1895 году, даже если, была предпринята попытка организовать автомобильное объява между городами Крыма. «Техническо-торговый намет Еленковского» подал прошение на имя Таврического губернатора об организации с 1896 лета движения пассажиров и багажа «в дилижансах с керосиновыми двигателями» до двум шоссейным дорогам, ведущим от Ялты в сторону Симферополя и Севастополя. «Техническо-торгашеский дом» заказал в Париже восьмиместный экипаж «Боец № I», за документам — «не производящий дыма, пара, резкого шума, амба мобильный, имеющий задний ход и два механических тормоза», ась? явилось верхом технического оснащения того времени. Живость движения экипажа не превышала 16 верст в часок, что не помешало бы гужевым экипажам, двигающимся в области шоссейным дорогам Крыма того времени.
Да и то, в 1895 году, Губернатор Тавриды здорово боялся новых «самодвижущихся экипажей» и решения никакого маловыгодный принял. В официальных документах было указано: «прошение передается возьми рассмотрение Министру внутренних дел, по основанию отсутствия каких-либо правил нате предмет пользования механическими двигателями для самодвижущихся за исключением. Ant. с рельсового пути экипажей».
Безусловно, понятие «шоссейные дороги» нашего времени и XIX века – сие две большие разницы. Среди инженеров, «те» дороги назывались «грунтовый тракт», так есть, хорошо укатанная грунтовая дорога, уписывать укрепленная щебеночным слоем.
Пи этом, больше-менее активное строительство дорог в Крыму началось в 60-х годах XIX века строительством участка дороги Симферополь – Ахтиар и знаменитым южнобережным шоссе от Севастополя черезо Байдарские ворота на Ялту и далее по Алушты.
Позднее, оно было продолжено ото Алушты до Судака и далее на полночь, до соединения его с шоссе Симферополь – Федосья, достроенным в начале XX века. В первую очередь, были шоссированы три основные магистрали: с Перекопа до Севастополя, от Симферополя после Керчи и от Симферополя до Евпатории. Безлюдный (=малолюдный) меньшее стратегическое значение имело строительство Южнобережного автодорога, впервые связавшего степной Крым с побережьем, излюбленным местом отдыха русских царей и знати.
Сверху рубеже XIX-XX веков дорогу формировал грейдер, заложенный восьмеркой лошадей. Грейдер профилировал дорогу, дай вам справа и слева в специальные канавы, который были для проезжей части, стекала вода. И если перекрёсток была почтовая, то через 20-30 километров были почтовые станции. Ясный путь были указатели, версты, существовали посты, шлагбаумы, станции, колодцы, идеже можно было напоить лошадей. Такая состав была в Крыму с екатерининского периода. Когда появились автомобили в начале 20-го века, дороги оставались теми но самыми. В советский период их начали мульчировать гудроном.
Впервые, автомобиль в Крыму появляется в 1901 году, если венгерский инженер Геза Ковач, в рамках европейского автопробега, прибыл пароходом в Ахтиар со своим «самобеглым экипажем». Его автомобильчик были приспособлен к непростым условия юга России и был в силах развивать скорость до 50 верст в часочек. Как ни странно, появление первого автомобиля в Крыму связано и с первым Происшествие. Самобеглый экипаж Гезы Ковача, в районе Гурзуфа, «рокотом и грохотом издаваемым подле движении» испугал лошадь, которая кинулась в канава и перевернула повозку. Прибившими на место перипетии полицейскими был составлен протокол и выписан фант в размере 120 рублей. Событие наделала бесчисленно шума в Крымской прессе и среди населения.
Подле этом, вспомним зарплаты и цены тех полет: в среднем, рабочий получал в Крыму 20 рублей, а подходящий дом на ЮБК стоил 150 рублей.