Кaк выяснили журнaлисты ProfiDom.com.ua, в 1959 гoду кoлoннa гусeничныx вeздexoдoв сoвeршилa бeспримeрный пo слoжнoсти пeрexoд чeрeз Aнтaрктиду. Пo снeжнoму бeздoрoжью, причeм в услoвияx высoкoгoрья, мaшины прeoдoлeли 2700 км и вышли к Южнoму Пoлюсу. Тaк, слoжнeйший экзaмeн нa выживaeмoсть выдeржaл супeр-вeздexoд, скoнструирoвaнный и пoстрoeнный в Xaрькoвe, кoтoрый тaк и нaзывaлся: «Xaрькoвчaнкa».
Пo свeдeниям Нaциoнaльнoй энциклoпeдии стрoитeльствa ProfiDom.com.ua, в мae 1958 гoдa нa Xaрькoвскoм зaвoдe трaнспoртнoгo мaшинoстрoeния былo собрано «Изделие 404С».
Установка имела шасси тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, удлиненное бери два катка. Гусеницы снабдили специальными грунтозацепами и уширителями, в результате что-что их ширина достигла 1 м. Форсированный дизель, оборудованный приводным нагнетателем, развивал мощность 995 л. с. держи высоте 3000 м. Двигатель, как и на тягаче, располагался в передней части.
Компиляция, в отличие от капотника АТ-Т, была выбрана вагонная, точно позволило получить полезную внутреннюю площадь кузова в 28 м кв. Собственной персоной же этот кузов с алюминиевой обшивкой и теплоизоляцией изо 8 слоев капроновой ваты изготовили на Харьковском авиационном заводе. Стоит только ли удивляться, что новый вездеход скоро получил название «Харьковчанка»?
Это монументальное блокгауз (длина – 8,5 м, ширина – 3,5 м, высота – 4 м) весом 35 т могло разгоняться поперед 30 км/ч, преодолевать подъемы до 30° и волочить за собой 70-тонный прицеп. «Харьковчанка» могла и крейсировать, правда, погружаясь только до половины кабины. Самоё кабина имела площадь в 28 кв. м и высоту 2,1 м.
Обитаемый салон был рассчитан на 6-8 спальных мест. С этой кабины, подняв люк, можно без оплаты добраться до двигателя. Таким образом, изживать некоторые неисправности двигателя можно, не выходя изо машины. Ремонт в тепле – вещь, конечно, хорошая, хотя дизельный двигатель в жилом помещении все но плохо.
«Харьковчанки» очень хорошо приспособлены пользу кого походов вглубь холодного континента и в труднодоступные места. Такие походы – настоящая кара в целях механиков, ведь при всем уважении к конструкторам, в леденящих условиях Антарктики аппаратура довольно часто выходят из строя. В морозец и обжигающий ветер они вынуждены часами работать заменой узлов, причем некоторые операции нужно выполнять голыми руками. К тому же нате больших высотах (около 3000 м – для центральной части континента сие типичная высота) чувствуется нехватка кислорода, благодаря тому физическая работа быстро вызывает утомление и головокружение. И без этого (того) того, преодолевая каменные заструги, тягачи и буер то резко наклоняются вперед, то приобретают большенный крен вправо или влево, иными словами испытывают замедленную качку, чего) внутри кабин надо все крепить, якобы в каюте корабля.
В груженном варианте тягачи двигаются, равно как правило, на первой передаче со скоростью 5 км/ч. Для наиболее тяжелых участках трассы сани (представка по-): п приходится тащить двумя тягачами. В этих условиях аппаратура расходуют очень много топлива. В любом антарктическом караване спиртное составляет почти 75% груза. Конечно, кого и след простыл нужды везти все это топливо, почему часть саней с топливом и тягачи оставляются в определенных точках маршрута, дабы взять их на обратном пути. «Харьковчанки» служили в Антарктиде кроме малого 40 лет и ничего лучшего после сих пор не создано. Так доказывать позволяет, хотя бы тот факт, а в 1967 году прошлого столетия на сих машинах был достигнут Южный полюс относительной недоступности, с тех пор через некоторое время не бывал больше никто!
По информации, собранной ProfiDom.com.ua, в 1975 году в Антарктиду были направлены вездеходы «Харьковчанка-2». Вследствие капотной компоновке повысился комфорт в салоне и улучшился впуск. Ant. выход к двигателю, а жилой блок занимал удлиненную грузовую платформу.